Главная » Статьи » Трезвость - норма жизни

Как Забайкальские казаки кабаки закрывали

В настоящее время у нас в Забайкалье, в частности в Законодательном Собрании,  обсуждается вопрос о целесообразности    создания трезвых сел, то есть сельских поселений где  граждане могут на законодательном уровне запретить официально торговать на территории поселения спиртными изделиями. Раздаются голоса,  что это якобы утопия и вред.  И у нас этого отродясь не бывало. НО,  оказывается, в истории Забайкалья была очень  яркая страница примеров объявления поселений территорией свободной от алкоголя, а точнее от кабака.  Как-то недавно разговаривал с одним из старожилов п.Новотроицк (пригород г.Балея). Он рассказал, что этот поселок раньше был казачьей станицей Новотроицкой, и поведал о том, что в по преданиям стариков в 19 веке казачий круг станицы  вынес решение о том,  что если казак  в возрасте до 35 лет будет замечен в употреблении алкоголя, даже в разовом (?!), то этот казак выселялся из станицы.   Меня как активного и  сознательного трезвенника это очень удивило. Ведь если честно сказать в моем представлении казак и пьянство, особенно современное ряженное казачество, неотделимы. Такое же представление и у подавляющего большинства людей и  не без оснований. Ведь не зря  многие   называют  современное казачество алкоказачеством. Придя домой сразу же забил соответствующие вопросы в поисковики интернета. И узнал много интересного. Правду говорил старожил. Тема очень интересная и глубокая, тщательно скрываемая от нас. Но, как  гениально пел В.Высоцкий, «Удивительное рядом, но оно запрещено». Оказывается  в 1886 году п.Усть-Теленгуй  входящий как раз в станицу Новотроицкая решением схода закрыл у себя питейные заведения.

Пример казаки взяли с соседней Улятуевской станицы, которая ещё в 1886 год так же решением казачьего круга закрыла у себя все кабаки и за 3 года тем самым очень улучшила своё материальное благосостояние. Хороший пример  распространился дальше. Такие же решения приняли  казаки станиц Ундинская, Митрофановская. Кроме того, оказывается, чтобы открыть в какой то станице кабак на это нужно было разрешение казачьего круга. И если где и открывали такие кабаки, то решения не всегда принимались гладко и без боя. К тому-же надо учесть, что тогдашнее местное казачье самоуправление имело очень большую силу, это не современное  местное бумажное самоуправление, состоящее в основном из женщин, тогда оно было полностью мужское. Управляли старики и зрелые казаки,  т.е. физически крепкие мужчины и за нарушение или неисполнение решений круга  расправа в том числе и физическая следовала незамедлительно. Хорошо ещё только нагайками отхлещут  или морду набьют, а бывало и покруче. Тут не забалуешь. Но горе было тем станицам куда заползал кабак. Так, например, по сообщениям тогдашней газеты Сибирь за №28 за 1885 год в статье «Пьянь из станицы Торгинская», говорилось:  «Постоянное пьянство казаков и частые драки в Торге считаются обыкновенным явлением, не будь там винных складов была бы тишина и спокойствие». Ныне это село Знаменка Нерчинского  района. А склады с вином принадлежали известному нерчинскому купцу Бутину М.Д. владельцу знаменитого Бутинского дворца. Если честно, он был откровенным спаивателем населения. Есть много исторических фактов все приводить не буду.

И все-таки изначально коренные казаки Забайкалья были трезвенники. Привожу исторические факты хоть я и не профессиональный историк. В РГИА в Санкт-Петербурге хранятся «Записки о Забайкальском крае», написанные в командировках по китайской пограничной линии Троицкавско-Савского пограничного управления Цурухайтуйского отделения полковником И.П. Корниловым. Вот, что он пишет:  «Я въехал в станицу и тут увидел я вольный, гостеприимный, весёлый и расторопный народ. Славные дома, красные замечательными углами и пирогами, довольство и трезвость. В пограничной станице Цурухайтовской (Современный Приаргунский район) я познакомился с казаками поближе на вечёрке, которые бывают у них весьма часто. Пограничные казаки страстные охотники до плясок, и каких плясок. Пьянства между ними вовсе нет. Кубухайские казаки то же трезвы». Это было в 19 веке.

Но уже скоро, в целом трезвое три столетия, казачество накануне первой мировой войны стало употреблять в больших количествах дешёвую контрабандную  китайскую водку.  Почему это произошло? А всё просто. Желание травиться дешевой водкой им навязали российские купцы. А говоря современным языком запрограммировали их на пьянство. То же тема очень увлекательная интересная и обширная. Вкратце расскажу о сценарии этого глобального  общественного явления.

Это было неизбежно вследствии капитализации общества, но если связывать факты то получается так, как говорил герой одной известной кинокартины: «Картина  маслом».  Началом, первым кирпичиком алкогольной вакханалии в Забайкалье  были купцы Кондинские, их вотчина располагалась в с.  Нерчинский-Завод и с .Бянкино  и, по воспоминаниям  бабушки читательницы газеты «Земля» Татьяны Эповой из Краснокаменска, трудовой люд тогдашнего Забайкалья  их  ненавидел и прозывал «живоглотами». В начале 19 века они своим ростовщичеством, торговлей вином,  операциями с золотом так закабалили всё Забайкалье, что новоприбывший губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв -Амурский  в 1851-1853 году  разобравшись, объявил ВСЕ сделки купцов Кондинских  кабальными, незаконными и отменил их. Вся их торговая преступная финансовая империя,  построенная на грабеже и обмане, после этого события  рухнула и разорилась. Но, как говорится, дело «Ильича» продолжили братья Бутины, что были у Кондинских в приказчиках, на услужении. Один из братьев, Бутин Михаил Дмитриевич, известен  как хозяин Нерчинского Дворца с зеркалами, золотопромышленник и меценат. Но лишь грамотные историки знают, что главный доход Бутин М.Д. имел от торговли вином и водкой, если называть вещи своими именами - просто имел огромный доход от спаивание населения. Так вот, у Бутина М.Д. в Нерчинские были огромнейшие винные склады, такие склады были и в станице Торгинской  и в других населённых пунктах. Вино и водку Бутин продавал везде и, в частности,  рабочим на его же золотых приисках,  разоряя и подрывая здоровье своих же рабочих. За счет которых он потом и меценатствовал.  При этом вино и водку, в отличии от современной, курили из чистого  зерна т.е. хлеба.  Это было дорого. И зерновые, необходимые для  изготовления хлеба, тратились на производство алкогольной отравы, а народ недоедал в угоду пьянству. Но в 1897-1907 году построили железную дорогу в Китае - КВЖД.  Множество виноторговцев из Российской империи сразу построили там винокуренные заводы, так как спирт, произведенный из китайского гаоляна  и китайской пшеницы, был в разы дешевле сделанного в России. Конкуренция. Этот спирт под маркой китайской водки «ханьшин» контрабандным  потоком пошёл через границы на золотые прииски. Продавался он и железнодорожным рабочим и казакам и крестьянам. Закон капитализма гласит: «Прибыль превыше всего».  Вокруг КВЖД и контрабандной водки закрутилось  большое множество торговых фирм и бутлегеров общероссийского и даже мирового масштаба. Товар надо сбывать,  а как сбыть знает любой коммерсант - надо увеличивать спрос. К тому же границу, как и КВЖД, охраняли казаки. Там они помаленьку и пристрастились. Ведь всем известно, что спирт, водка и вино по факту наркотики. Кроме того, много родственников Бутина устроились на КВЖД конторщиками и по «железке» провозили спирт через границу для продажи в России.

Когда я изучал этот вопрос меня поразили поистине  громадные масштабы этой деятельности, сравнимые разве что с гангстерскими алкогольными бандами Чикаго и Нью Йорка времен сухого закона в Америке в 30-х годах. Если об этом подробно рассказывать и описывать выйдет очень объёмистая и увлекательная рукопись. Я просто вкратце обрисовал проблему. Так что ничего нет нового под солнцем.  Правда сейчас  изменились информационные технологии, и наука приобрела  истинные правдивые знания о  свойствах этилового спирта и воздействия его на организм. А борьба Трезвости, т.е. Духовного, Умственного и Физического здоровья, с Алкогольной убеждённостью в сознании, т.е слабостью, распадом и  вырождением, продолжается. И поле этой битвы - наши с  вами сердца. Какую сторону займет каждый из вас решать Самому.  Как сказал Челышев Д.М.  глава г.Самары, депутат Третьей Государственной Думы Российской Империи с 1909 по 1912 гг, успешный русский промышленник, подло замолченный врагами России: «Если не протрезвеем, то нас сомнут». Кстати, в Царской Государственной Думе   буквально шли бои по алкогольному вопросу. За трезвость почти в полном составе были партии, представляющие крестьянское сословие, почти все священнослужители, часть  здравомыслящей интеллигенции . За алкоголь почти поголовно были представители купечества, дворяне и «его величество гегемон» - рабочие, т.е. те классы что сделали Февральскую и  Октябрьскую революцию. В заключении хочу привести стихи поэта Фёдорова:

Всё испытав, мы знаем сами,

Что в дни психических атак

Сердца, не занятые нами,

Немедленно займет наш враг.

Займёт, сводя все те же счёты.

Займёт, засядет нас разя.

Сердца - да это ж те  высоты,

Которых отдавать нельзя.

 

Куртов И.В.

Учредитель АНО «Защита Общества Детей

и молодёжи от алкогольной, табачной и

наркотической угрозы»

Категория: Трезвость - норма жизни | Добавил: ADMIN (13.05.2022)
Просмотров: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

КОМАНДА РОО "ТРЕЗВОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ"

Проект фонда президентских грантов 2021 Спорт рулит в трезвое село;

Устав Забайкальской общественной организации "Трезвое Забайкалье"