Главная » Статьи » Трезвость - норма жизни |
В настоящее время у нас в Забайкалье, в частности в Законодательном Собрании, обсуждается вопрос о целесообразности создания трезвых сел, то есть сельских поселений где граждане могут на законодательном уровне запретить официально торговать на территории поселения спиртными изделиями. Раздаются голоса, что это якобы утопия и вред. И у нас этого отродясь не бывало. НО, оказывается, в истории Забайкалья была очень яркая страница примеров объявления поселений территорией свободной от алкоголя, а точнее от кабака. Как-то недавно разговаривал с одним из старожилов п.Новотроицк (пригород г.Балея). Он рассказал, что этот поселок раньше был казачьей станицей Новотроицкой, и поведал о том, что в по преданиям стариков в 19 веке казачий круг станицы вынес решение о том, что если казак в возрасте до 35 лет будет замечен в употреблении алкоголя, даже в разовом (?!), то этот казак выселялся из станицы. Меня как активного и сознательного трезвенника это очень удивило. Ведь если честно сказать в моем представлении казак и пьянство, особенно современное ряженное казачество, неотделимы. Такое же представление и у подавляющего большинства людей и не без оснований. Ведь не зря многие называют современное казачество алкоказачеством. Придя домой сразу же забил соответствующие вопросы в поисковики интернета. И узнал много интересного. Правду говорил старожил. Тема очень интересная и глубокая, тщательно скрываемая от нас. Но, как гениально пел В.Высоцкий, «Удивительное рядом, но оно запрещено». Оказывается в 1886 году п.Усть-Теленгуй входящий как раз в станицу Новотроицкая решением схода закрыл у себя питейные заведения. Пример казаки взяли с соседней Улятуевской станицы, которая ещё в 1886 год так же решением казачьего круга закрыла у себя все кабаки и за 3 года тем самым очень улучшила своё материальное благосостояние. Хороший пример распространился дальше. Такие же решения приняли казаки станиц Ундинская, Митрофановская. Кроме того, оказывается, чтобы открыть в какой то станице кабак на это нужно было разрешение казачьего круга. И если где и открывали такие кабаки, то решения не всегда принимались гладко и без боя. К тому-же надо учесть, что тогдашнее местное казачье самоуправление имело очень большую силу, это не современное местное бумажное самоуправление, состоящее в основном из женщин, тогда оно было полностью мужское. Управляли старики и зрелые казаки, т.е. физически крепкие мужчины и за нарушение или неисполнение решений круга расправа в том числе и физическая следовала незамедлительно. Хорошо ещё только нагайками отхлещут или морду набьют, а бывало и покруче. Тут не забалуешь. Но горе было тем станицам куда заползал кабак. Так, например, по сообщениям тогдашней газеты Сибирь за №28 за 1885 год в статье «Пьянь из станицы Торгинская», говорилось: «Постоянное пьянство казаков и частые драки в Торге считаются обыкновенным явлением, не будь там винных складов была бы тишина и спокойствие». Ныне это село Знаменка Нерчинского района. А склады с вином принадлежали известному нерчинскому купцу Бутину М.Д. владельцу знаменитого Бутинского дворца. Если честно, он был откровенным спаивателем населения. Есть много исторических фактов все приводить не буду. И все-таки изначально коренные казаки Забайкалья были трезвенники. Привожу исторические факты хоть я и не профессиональный историк. В РГИА в Санкт-Петербурге хранятся «Записки о Забайкальском крае», написанные в командировках по китайской пограничной линии Троицкавско-Савского пограничного управления Цурухайтуйского отделения полковником И.П. Корниловым. Вот, что он пишет: «Я въехал в станицу и тут увидел я вольный, гостеприимный, весёлый и расторопный народ. Славные дома, красные замечательными углами и пирогами, довольство и трезвость. В пограничной станице Цурухайтовской (Современный Приаргунский район) я познакомился с казаками поближе на вечёрке, которые бывают у них весьма часто. Пограничные казаки страстные охотники до плясок, и каких плясок. Пьянства между ними вовсе нет. Кубухайские казаки то же трезвы». Это было в 19 веке. Но уже скоро, в целом трезвое три столетия, казачество накануне первой мировой войны стало употреблять в больших количествах дешёвую контрабандную китайскую водку. Почему это произошло? А всё просто. Желание травиться дешевой водкой им навязали российские купцы. А говоря современным языком запрограммировали их на пьянство. То же тема очень увлекательная интересная и обширная. Вкратце расскажу о сценарии этого глобального общественного явления. Это было неизбежно вследствии капитализации общества, но если связывать факты то получается так, как говорил герой одной известной кинокартины: «Картина маслом». Началом, первым кирпичиком алкогольной вакханалии в Забайкалье были купцы Кондинские, их вотчина располагалась в с. Нерчинский-Завод и с .Бянкино и, по воспоминаниям бабушки читательницы газеты «Земля» Татьяны Эповой из Краснокаменска, трудовой люд тогдашнего Забайкалья их ненавидел и прозывал «живоглотами». В начале 19 века они своим ростовщичеством, торговлей вином, операциями с золотом так закабалили всё Забайкалье, что новоприбывший губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв -Амурский в 1851-1853 году разобравшись, объявил ВСЕ сделки купцов Кондинских кабальными, незаконными и отменил их. Вся их торговая преступная финансовая империя, построенная на грабеже и обмане, после этого события рухнула и разорилась. Но, как говорится, дело «Ильича» продолжили братья Бутины, что были у Кондинских в приказчиках, на услужении. Один из братьев, Бутин Михаил Дмитриевич, известен как хозяин Нерчинского Дворца с зеркалами, золотопромышленник и меценат. Но лишь грамотные историки знают, что главный доход Бутин М.Д. имел от торговли вином и водкой, если называть вещи своими именами - просто имел огромный доход от спаивание населения. Так вот, у Бутина М.Д. в Нерчинские были огромнейшие винные склады, такие склады были и в станице Торгинской и в других населённых пунктах. Вино и водку Бутин продавал везде и, в частности, рабочим на его же золотых приисках, разоряя и подрывая здоровье своих же рабочих. За счет которых он потом и меценатствовал. При этом вино и водку, в отличии от современной, курили из чистого зерна т.е. хлеба. Это было дорого. И зерновые, необходимые для изготовления хлеба, тратились на производство алкогольной отравы, а народ недоедал в угоду пьянству. Но в 1897-1907 году построили железную дорогу в Китае - КВЖД. Множество виноторговцев из Российской империи сразу построили там винокуренные заводы, так как спирт, произведенный из китайского гаоляна и китайской пшеницы, был в разы дешевле сделанного в России. Конкуренция. Этот спирт под маркой китайской водки «ханьшин» контрабандным потоком пошёл через границы на золотые прииски. Продавался он и железнодорожным рабочим и казакам и крестьянам. Закон капитализма гласит: «Прибыль превыше всего». Вокруг КВЖД и контрабандной водки закрутилось большое множество торговых фирм и бутлегеров общероссийского и даже мирового масштаба. Товар надо сбывать, а как сбыть знает любой коммерсант - надо увеличивать спрос. К тому же границу, как и КВЖД, охраняли казаки. Там они помаленьку и пристрастились. Ведь всем известно, что спирт, водка и вино по факту наркотики. Кроме того, много родственников Бутина устроились на КВЖД конторщиками и по «железке» провозили спирт через границу для продажи в России. Когда я изучал этот вопрос меня поразили поистине громадные масштабы этой деятельности, сравнимые разве что с гангстерскими алкогольными бандами Чикаго и Нью Йорка времен сухого закона в Америке в 30-х годах. Если об этом подробно рассказывать и описывать выйдет очень объёмистая и увлекательная рукопись. Я просто вкратце обрисовал проблему. Так что ничего нет нового под солнцем. Правда сейчас изменились информационные технологии, и наука приобрела истинные правдивые знания о свойствах этилового спирта и воздействия его на организм. А борьба Трезвости, т.е. Духовного, Умственного и Физического здоровья, с Алкогольной убеждённостью в сознании, т.е слабостью, распадом и вырождением, продолжается. И поле этой битвы - наши с вами сердца. Какую сторону займет каждый из вас решать Самому. Как сказал Челышев Д.М. глава г.Самары, депутат Третьей Государственной Думы Российской Империи с 1909 по 1912 гг, успешный русский промышленник, подло замолченный врагами России: «Если не протрезвеем, то нас сомнут». Кстати, в Царской Государственной Думе буквально шли бои по алкогольному вопросу. За трезвость почти в полном составе были партии, представляющие крестьянское сословие, почти все священнослужители, часть здравомыслящей интеллигенции . За алкоголь почти поголовно были представители купечества, дворяне и «его величество гегемон» - рабочие, т.е. те классы что сделали Февральскую и Октябрьскую революцию. В заключении хочу привести стихи поэта Фёдорова: Всё испытав, мы знаем сами, Что в дни психических атак Сердца, не занятые нами, Немедленно займет наш враг. Займёт, сводя все те же счёты. Займёт, засядет нас разя. Сердца - да это ж те высоты, Которых отдавать нельзя.
Куртов И.В. Учредитель АНО «Защита Общества Детей и молодёжи от алкогольной, табачной и наркотической угрозы» | |
Просмотров: 90 | |
Всего комментариев: 0 | |